Воскресенье, 25.06.2017, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Мурманская областная детско-юношеская библиотека

Отдел новой художественной литературы

Вам, читатель
Контакты
183025, г. Мурманск,
ул. Буркова д.30
т. 44-10-35
e-mail:admin@onhl.ru
Режим работы
Пн - Пт: 10.00 - 18.00
Сб: Выходной.
Вс: 10.00 - 17.00
Наши друзья

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Август » 14 » Мариам Петросян и ее Дом
11:37
Мариам Петросян и ее Дом
дом
петросянПро Мариам Петросян известно очень немного, что, однако, совсем не мешает её славе российской литературной звезды современности и культового писателя, вернее - автора одного-единственного, но сразу ставшего культовым романа.
Правнучка известного армянского художника Мартироса Сарьяна родилась 10 августа 1969 года в Ереване. После окончания художественного училища (в выборе профессии, видимо, сыграли свою роль прадедушкины гены) с 1989 по 1992 год работала в отделе мультипликации на киностудии "Арменфильм". После распада СССР вместе с мужем она перебралась в 1992 году в Москву, где в течение двух лет продолжала заниматься мультипликацией, теперь уже на студии "Союзмультфильм" соместно с известными аниматорами Робертом Аршавировичем Саакянцем (режиссёром и сценаристом таких любимых всеми мультфильмов, как "Ух ты, говорящая рыба!" и "Ишь ты, Масленица!" ) и Еленой Пророковой.
В 1995, возвратившись в Армению, вновь устроилась работать мультипликатором на родной киностудии, где и работала до 2007 года. В настоящее время – домохозяйка.

В 2006 году совместно с Кареном Геворкяном работала над сценарием фильма с рабочим названием "Семирамида" по мотивам армянской легенды "Ара Прекрасный и Шамирам".

Свою первую (и единственную) книгу Мариам писала много лет, многократно переделывая и выкладывая отдельные её части в интернете. После публикации в 2009 году её "Дом, в котором…" произвёл настоящий фурор, сразу завоевав по результатам читательского интернет-голосования 3-е место в номинации "Приз зрительских симпатий" премии "Большая книга". В 2010 году к этой премии присоединяются "Серебряный Кадуцей" Харьковского фестиваля фантастики "Звездный мост", "Странник", "Студенческий Букер" и "Русская премия" (премия, присуждаемая русскоязычным авторам, проживающим за пределами России).

В 2013 году британский режиссер Пол Митчелл снял документальный фильм под названием "Russia's Open Book: Writing in the Age of Putin", повествующий о современных русских писателях, носителях одной из величайших в мире литературных традиций. И Мариам Петросян занимает в нем свое заслуженное место, наряду с такими зубрами отечественной литературы, как Людмила Улицкая, Владимир Сорокин, Дмитрий Быков и другие.
"Вы думаете, что русская литература - это не более, чем сборник страдания и несчастья и горя? На самом деле там столько радости, столько надежды и человеческого духа! Эти авторы борются с прошлым, живут в настоящем и создают миры, которые будут существовать в будущем".

В 2014 году многочисленные поклонники Петросян все-таки дождались от нее новой книги - "Сказка про собаку, которая умела летать". Это небольшая, но очень добрая и душевная сказка про маленький и непримечательный городок и его странных жителей, проиллюстрированная Наирой Мурадян, художницей, создавшей обложки для второго издания "Дома, в котором...".

Дом, в котором...
дом, в которомДвадцать лет - большую часть жизни - Мариам писала этот роман.
Писала от руки, давала читать мужу Арташесу и друзьям, рассылала почтой фрагменты текста знакомым и родственникам в другие города, сама рисовала к тексту иллюстрации, но при этом совершенно не думала, что кто-то когда-то захочет это опубликовать. Потом московские друзья посоветовали ей отдать текст в издательство Livebook, которое выпустило книгу под названием "Дом, в котором…" осенью 2009 года.
Ещё в виде рукописи книга попала в короткий список премии "Большая книга". По условиям премии часть книг-финалистов выкладывается в интернете, и все желающие могут голосовать за понравившееся произведение. "Дом, в котором…" стал одним из трех победителей по результатам народного голосования. А весной "Дому…" досталась "Русская премия" - награда, которую вручают лучшим русскоязычным произведениям, авторы которых живут за пределами Российской Федерации.
домСобственно, Дом - это интернат для детей-инвалидов. Здесь живут, здесь лечат и учат. Здесь есть колясочники, есть слепые, есть безрукие, есть больные неизлечимыми болезнями. Понять, у кого какая именно инвалидность, непросто: напрямую это никогда не говорится. Зато у каждого персонажа в Доме есть кличка, причем её присвоение превращается в целый ритуал. Настоящих имён героев мы не знаем, да они и не нужны. А клички чаще всего звериные или птичьи, причём герои ведут себя подчас так, что читатель до конца не понимает, про кого именно речь — про животных или все-таки про людей.
Книга начинается с двух параллельных сюжетных линий. В одной, основной, инвалид-колясочник по кличке Курильщик переходит из группы, где его преследуют, в новую. Старая была сборищем париев, новая считается группой для крутых. Во вставных главах — интермедиях — рассказывается история другого мальчика, по кличке Кузнечик. У него нет рук, он только что попал в Дом, и над ним издевается банда местных хулиганов.
В новой палате Курильщику поначалу так же сложно, как и в прежней, но в итоге он находит общий язык с новыми соседями; для Кузнечика же единственная защита от терроризирующей его банды — мальчик по кличке Слепой. Рано или поздно читатель понимает, что интермедии с Кузнечиком относятся к более раннему периоду истории Дома, чем рассказ о Курильщике, а особо догадливые могут даже додуматься, в кого превратился повзрослевший Кузнечик.

домЭто вовсе не история про ужасы больницы-интерната в сложные для страны времена. В "Доме…" нет и намека на чернуху, на выжимание из читателя слезы описанием ужасов и бед детей-инвалидов. Хотя ад, который воспитанники интерната устраивают соседям и себе, впечатляет, ему вполне можно противостоять. Мир, который придумала и описала Мариам Петросян, огромный, сложный, с внутренней иерархией и очень тонкой гранью между реальным и фантастическим. В общем, это был бы наш мир, если бы мы согласились допустить наличие в нем волшебства.

"В мире, о котором пойдёт речь, Смерть приходила к людям в облике юноши или девушки.
Девушка была бледна и черноволоса. Юноша рыж. Девушка была печальна, юноша весел. Так повелось в том мире с давних пор.
Их боялись или ждали с нетерпением. Их поминали в  молитвах, прося отсрочить или ускорить конец. Их изображения встречались на гадальных картах и старинных гравюрах. Мало кто задумывался над тем, сколько их на самом деле. Считалось, что Смерть одна, в двух обличьях. Ночь и день, свет и тень. На самом деле их было много. Они были почти богами, обладали множеством чудесных способностей и были невыносимо одиноки. Иногда они сбегали в другие миры, чтобы встретить там свою смерть. Иногда они даже рождались в других мирах. Рождались всегда мертвыми и оживали спустя какое-то время. Если им это удавалось. Такие беглецы уже не были истинными посланниками смерти. Способности их притуплялись. Они становились безвредны или несли смерть лишь во сне.
Узнать среди прочих их можно вот как: у них красивые голоса, они хорошо танцуют и знают множество чужих секретов. Они слишком ленивы, ни одному делу не отдаются целиком, девушки не умеют смеяться, а юноши плакать. Они прячут глаза, подолгу спят и не едят яиц, потому что в своем мире вылуплялись из них".
("Дом, в котором…")


...И его обитатели:

Курильщик
– пытливый ум, художественный талант  и малость сварливый характер отличают хорошего мальчика Эрика Циммермана. Выдающаяся личность в Доме, он был переведён из первой группы в четвёртую после того, как умудрился настроить против себя всех Фазанов независимым поведением, нездоровым образом жизни и красными кроссовками.  В четвёртой, конечно, такими выкрутасами никого не удивишь, но и тут Курильщик сумел отличиться, проявив незамутнённую искренность в стремлении докопаться до правды и развенчать мифы. Его неуместные вопросы и любопытство новичка часто выглядят неуважением к "сединам" общеизвестных авторитетов Дома.

Рыжая – у неё инсургентский нрав и идеалы: свобода, равенство, братство. Хрупкая, не слишком красивая, но грациозная Рыжая вполне уместно бы смотрелась на картине Делакруа. Бунтарство в её натуре удивительно сочетается с материнской заботливостью: своих товарищей по Дому Рыжая приручает, как щенят. Слишком часть Дома, чтобы быть девушкой, и слишком девушка, чтобы быть частью Дома, она с детства стремилась на Изнанку, так и не сумев стать Ходоком, и мечтала о сказочном принце, который переведёт её на другую сторону. Что характерно, нашла.

Слепой – он действительно незряч. А еще плевал он на всё с высокого дерева; не потому, что много времени проводит в обличье оборотня, просто ему всё равно, как он выглядит, что ест и с кем общается. Эмоций Слепой особо не проявляет, лишних телодвижений не совершает, страха не испытывает. Слепой – это дзен. Дзен настолько же чистый, насколько грязны его рубашки и штаны. Потому и угораздило его стать вожаком в четвёртой и хозяином в Доме, что порой снижает уровень его безразличия – большая ответственность, как-никак. Однако не стоит считать его чёрствым, как сухарь. У него был бог, у него есть друг. За первого он мог бы убить, за второго – разбил о стол свою зрячую руку.

Сфинкс – несмотря на протезы обеих рук, назвать его инвалидом мало у кого повернётся язык. Если Слепого условно можно назвать отцом для чад Дома, то Сфинкс, безусловно, их мать, строгая, но справедливая. У него много "трудных" детей и обострённое чувство ответственности, поэтому время от времени "мамочка" нервничает и может надавать ногами по лицу. А в целом, Сфинкс – добрая душа, философ и где-то даже мечтатель, просто детство у него было тяжёлое.

Шакал Табаки – человек без возраста, стыда и совести, признанный мастер террора. Любит изводить товарищей мрачными песнями, безумными вопилками, безрадостными предсказаниями и пространными речами. При этом обладает тонкой душевной организацией и нередко сам себя доводит до истерик. Недаром четвёртая негласно считается самой авторитетной группой в Доме - поживёшь с Шакалом, волей-неволей достигнешь просветления. Его хобби – поиск и сбор никому не нужных вещей, среди которых, на проверку, порой встречаются очень интересные. Например, такие, с помощью которых можно попасть "на другой круг" и начать жизнь с чистого листа.

Крыса
– "летун"-контрабандист, совершающая вылазки в Наружность. Опасная, неуловимая и не слишком общительная особа. На шее Крыса носит коллекцию маленьких зеркал, а под одним из ногтей – лезвие бритвы. Через зеркала она смотрит на мир, а лезвие – так, на всякий случай, ведь мир её велик и небезопасен; точнее, миры, которые она связывает, как проводник. Наружность, Дом, Изнанка… Иногда это чересчур даже для Стальной Крысы.

Лорд – неземная красота и оголённые нервы – таков лорд, дракон и эльфийский принц в одном флаконе. Бог знает, как этот флакон не разлетелся вдребезги, ибо коктейль вышел чрезвычайно взрывоопасным. Однако и самый крепкий коктейль выдыхается. Пара попыток самоубийства, несколько выбитых зубов, эксперимент с наркотиками, психиатрическая больница – и вот перед нами уже несколько иной Лорд: остриженный, поутихший, влюбленный – просто душка. Чуть меньше дракона, чуть больше эльфа – он так и ушел в Лес.

Русалка – в свои шестнадцать лет она выглядит ребёнком. Волосы ниже колен, зелёные глаза и заштопанные кеды. Мечтательная, добрая, неконфликтная девушка, нежная, как котёнок. Несомненно, всеобщая любимица, но предназначена она лишь Сфинксу. Кажется, она слишком хороша для того, чтобы быть настоящей – то ли девушка, то ли рыбка; то ли сказка, то ли явь.

Чёрный – одна из причин скверного детства Сфинкса. Впрочем, это было так давно, что почти уже и неправда. Чёрный вырос и остепенился, потому что много читал и самосовершенствовался. Осознал, что курить вредно, наркотики – зло, а слабых обижать нехорошо. Грубая мужская сила у него по-прежнему в избытке, но первым в драку он, как правило, не ввязывается, разве что Вы лишите его самообладания, обидев его воображаемую собаку. В конце концов, даже у самого прожжённого флегматика есть точка кипения.

Горбач – романтик, поэт, музыкант, гуманист и любитель животных – в хорошем смысле этих слов. Человек, за которым увязываются бездомные щенки и голодные котята, потому что все бедолаги инстинктивно чувствуют его ангельскую доброту. Горбач предельно толерантен и часто служит "буфером" для конфликтующих состайников. Не приемлет насилия. Дайте уже этому человеку арбалет.

Македонский – очень хозяйственный, тихий, безропотный юноша. Любит и умеет быть незаметным, но при этом совершенно незаменим: варит кофе, моет полы, вытирает пыль, при необходимости устраняет за состайниками всяческие следы пищеварительных неурядиц; и всё это он проделывает молча. Просто ангел, не правда ли? Есть что-то ещё, что Вы хотели бы узнать об ангелах, но стеснялись спросить? Так вот: лучше не спрашивайте. Если ангела довести, то он может обернуться огнедышащим драконом или чем похуже. Берегите ангелов, ведите себя хорошо.

Стервятник – Птичий папа – первый специалист в Доме по кактусам и прочим произрастениям. Исследователь по натуре, он тщательно испытывает их свойства, посему находится под кайфом. Иногда. Часто. Обладает незаурядными талантами: откроет любой замок и подделает чей угодно почерк. Чистоплотен, безукоризненно вежлив, к своим Птицам добр и снисходителен. Хотя в детстве, скажем прямо, противный был парнишка, ворюга и садист, но в то время у него был брат-близнец – хромее, добрее, духом сильнее. Ключевое слово – был. А теперь Стервятник один за двоих, пришлось измениться к лучшему.

Лэри – предводитель Логов, "новостной службы" Дома. Выражаясь в духе Табаки, "наш прыщавый Гермес легконогий". Нервный тип, каким и полагается быть человеку, первым узнающему плохие новости. Успокаивает нервы в основном на Фазанах, так как в четвертой ни на ком особо не отыграешься. А в остальном ужасно мил, наивен и почти безобиден, просто не подставляйте лицо под его тяжелые подкованные ботинки.

Рыжий – многострадальный вожак истеричных Крыс. В нежном возрасте не вылезал из лазарета-Могильника, слыл "не жильцом" и потому звался Смертью. Зато после отыгрался на все сто за свое неходячее детство. Рыжий – это клоунские манеры, одежды игривых расцветок и огромные очки с зелёными стёклами. Но под яркой оболочкой прячется тот, кто слишком хорошо помнит свою старую кличку. У ангела смерти печальные глаза, он приходит к умирающим во снах и почему-то ненавидит полиэтиленовые пакеты фирмы "Феникс".

Ральф – он же Р Первый, воспитатель третьей и четвёртой групп, единственный из педколлектива, кто не запирается от детишек по ночам. За это пользуется авторитетом у коллег. Почему он "Первый"? Это как Пётр Первый, знаете ли. Пестователь, но мужи-и-ик. Дети Дома его уважают, а многие откровенно боятся. Он первый из взрослых, кто задумался о сущности Дома и попытался "влиться" в его реальность – общаясь, наблюдая.

Волк – появился из-под снега, который выше колен, добродушно скалясь пастью и блестя отчаянными глазами из-под белой чёлки. Он попросит напиться Вашей крови, и Вы без страха пойдёте к нему – чтобы сидеть на цепи вдвоём. Он покажет Вам небо и оставит в наследство доспех из гипса, он будет вплетать в гитарные струны стрекотанье полновесных сумок… Но всякий хищник хищником и останется – так который же Волк из двух победит? Тот, которого Вы кормите…

Лось – синеглазый волшебник, согретый десятками детских душ, слетевшихся к нему, точно бабочки на свет. Для кого-то - единственный и понимающий взрослый в равнодушной толпе, а для кого-то – божество, создавшее мир. Он не имел права на ошибку, на любимчиков и на смерть – и всего этого ему так и не простят.

Посмотреть галерею героев (автор - AnnDR)

Премии:

"Русская премия" — победитель в номинации "Крупная проза" (2009);
"Большая книга" — 3 место в номинации "Приз зрительских симпатий" (2009);
"Портал" — победитель в номинации "Открытие себя (имени В. И. Савченко)" (2010);
"Странник" — победитель в номинации "Необычная идея" (2010);
"Студенческий Букер" (2010), "за умелое переплетение жанров, простоту стиля и необычность художественных средств";
Звёздный мост — "Серебряный кадуцей" в номинации "Дебютные книги" (2010).
Книга года по версии Фантлаба (2010)
РосКон - "Бронзовый РОСКОН" в номинации "Роман" (2011)

Ссылки:
Мулданов Е. Парадоксы "Дома, в котором" Мариам Петросян
Иллюстрации Марии Емельяновой
Видео-интервью с писательницей
Сайт фильма "Россия - открытая книга: литература путинской эпохи"
Обсуждение книги на форуме "Фантлаба"
Галерея AnnDR на deviantart



Категория: Виртуальная гостиная | Просмотров: 1682 | Добавил: Zonne | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Блиц - опрос
Книга года-2016 - это:
Всего ответов: 2
Баннеры

Облако тегов


Copyright ONHL MODUB © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz