Вторник, 22.08.2017, 23:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Мурманская областная детско-юношеская библиотека

Отдел новой художественной литературы

Вам, читатель
Контакты
183025, г. Мурманск,
ул. Буркова д.30
т. 44-10-35
e-mail:admin@onhl.ru
Режим работы
Пн - Пт: 10.00 - 18.00
Сб: Выходной.
Вс: 10.00 - 17.00
Наши друзья

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июнь » 22 » Великая Отечественная война в современной литературе
17:17
Великая Отечественная война в современной литературе
И вновь, и вновь появляются книги о Второй Мировой войне. Казалось бы - 70 лет прошло, неужели можно сказать что-то новое? Но не стоит удивляться - уже выросло несколько поколений, которые не понимают и задаются вопросами (впрочем, как и их родители, деды и прадеды) - как одни люди могли допустить, чтобы другие люди миллионами уничтожали третьих людей? Как можно было выжить в эти годы и не сойти с ума? Что может сказать побежденная сторона о самой страшной трагедии человечества?
Без прошлого нет настоящего, не будет будущего. Беспамятные люди ломают жизни и себе, и другим. К памяти  о трагических и героических днях обращаются современные писатели.


[На полях сражений]
облачный полкВеркин Э. Облачный полк
" - Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали…"

Книга построена как мысленные картины фронтовика-ветерана, уже очень пожилого человека, не дедушки даже, а прадедушки, которого правнук как-то спрашивает: "А на что похожа война? По ощущениям?" Для правнука война – это бои, подвиги, танки, оружие, победы, герои; война, которую он нарисовал себе из исторических книг и энциклопедий оружия. Для прадеда же это далекая реальность, страшный военный быт, полустертый в памяти. Это череда сплошных понедельников, за которыми не просматривается не то что суббот - даже вторников, потому что никто не знает и боится загадывать – а будет ли мирная жизнь (и была ли она?). И лишь иногда, в перерывах между боями, командир отряда усаживает мальчишек и преподает им темы из школьной программы – как умеет, но тут важно другое. Эти уроки не дают забыть, напоминают: мирная жизнь была и будет снова.
Это не лучший исторический роман, не подростковая книга года, не игра в патриотический проект брежневской эпохи. "Облачный полк" - это мощная, пронзительная, горькая и гордая книга, подлежащая обязательному прочтению каждым нормальным человеком.

сталинградская битваЗолототрубов А. Сталинградская битва. Зарево над Волгой
Александр Михайлович Золототрубов – известный военный писатель, автор более сорока книг. Во время Великой Отечественной войны он попал на Черноморский флот, где служил радистом и однажды, во время визита Сталина, должен был обеспечивать бесперебойную связь с берегом. Один жизненный эпизод – но именно он повлиял на судьбу будущего писателя. Когда "Комсомольской правде" понадобилась заметка о встрече рядового солдата с "вождем народов", вспомнили о молодом радисте и попросили описать свои впечатления. Так начался путь А. Золототрубова в литературу.
И если раньше писатель больше занимался публицистикой, мемуарной литературой, то в последние годы его привлекало художественное осмысление событий Великой Отечественной войны.
"Сталинградская битва. Зарево над Волгой" - один из лучших романов о Великой Отечественной войне. Сталинградская битва - ключевое сражение, положившее конец страшному наступлению гитлеровской машины и навсегда изменившее судьбы миллионов. Автор абсолютно точно воспроизводит ход сражения, но это не сухая хроника. Это роман о Людях, совершивших невозможное, это гимн подвигу русского народа. Книга основана на реальных событиях и стала одним из первоисточников, который лег в основу фильма "Сталинград" Федора Бондарчука.



[Как это было]
"Как это было" – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями, комментариями историков. Повести, оформленные таким образом, выступают в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

он упал на травуСерию открывает переиздание "взрослой" повести В. Драгунского "Он упал на траву".
Мы с детства привыкли к Виктору Драгунскому как к автору веселых и безоблачных "Денискиных рассказов". А между тем Виктор Юзефович встретил Великую Отечественную войну в самом расцвете сил – в 1941 году ему исполнилось 28 лет. Но из-за болезни его не берут на фронт, и он записывается в московское ополчение, где собственными глазами наблюдает хаос приближающегося фронта. Автобиографическая повесть "Он упал на траву" - попытка осмыслить эти страшные месяцы, описать и показать нервный, скомканный быт города, окруженного войной. Драгунский рассказывает о буднях рабочих батальонов, оказавшихся перед врагом без оружия, плохо снаряженных, голодных и замерзающих, но не сдающихся.
Повесть впервые была издана в 1961 году и потом переиздавалась в сокращенном виде. "Самокат" восстанавливает авторскую редакцию, сопроводив её статьёй историка Станислава Дудкина и историческими фотографиями.

сестра печалиШефнер В. Сестра печали
"Говорю вам: война – сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту…"

Вадим Сергеевич Шефнер — ленинградский поэт, прозаик и фантаст. Почти все свое детство провел в Ленинграде. В первые месяцы Великой Отечественной войны был рядовым в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом, с 1942 года — фронтовой корреспондент газеты Ленинградского фронта "Знамя победы". С детства писал стихи, после войны публиковал прозу. Работал в разных жанрах – от военных рассказов до социальной фантастики. Но самым значительным своим произведением всегда считал повесть "Сестра печали".
Трогательная история в духе Ремарка о четверых выпускниках детского дома, о патриотизме в лучшем смысле этого слова, о душевном взрослении, о войне, о блокадном Ленинграде... и о Любви, конечно. Замечательная остроумная, добрая, удалая книга и абсолютно не фальшивая.
Толя с друзьями из детдома живут на Васильевском, ездят на трамвае в техникум и варят другу другу сарделе-кисельные обеды. А потом приходит война. И описания её такие же простые, как и бытовой жизни. Блокадный Ленинград, голод, зима, смерть - все это будто кратковременные трудности, их надо пережить. Странное дело: страшная война проходит где-то фоном, на первом плане – пустяковый быт, а в целом – книга пробирает до самого нутра. 

ласточка-звездочкаСёмин В. Ласточка-звездочка
Автобиографическая повесть Виталия Николаевича Сёмина "Ласточка-звездочка" продолжает "военную" серию "Самоката". Название серии - "Как это было" - объясняет издательский замысел: рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно - насколько это возможно. Честность гарантируют имена авторов: это русские писатели-фронтовики, очевидцы описываемого, люди с безупречной личной и творческой репутацией. Объективность обеспечивает "научный аппарат": в каждой книге серии художественное произведение дополняется статьёй историка, излагающей сегодняшний взгляд на описываемые события.
Сергей, герой "Ласточки-звездочки", вырос в Ростове-на-Дону. В 1941 году ему было четырнадцать лет; первые бомбёжки, бои за город, немецкую оккупацию он встретил семиклассником, вместе с друзьями, родителями, учителями, - беда была общей, и это помогало переносить её тяжесть. Но потом на долю Сергея выпала личная война, которую ему предстояло вести уже одному: угнанный в Германию, он стал остарбайтером (нем. Ostarbeiter - работник с Востока), бесправной и почти бесплатной рабочей силой для немецких хозяев, фактически возродивших рабство.



Для Советского союза война закончилась весенним утром 9 мая 1945 года. Красная Армия в Берлине, Третий Рейх капитулировал. Казалось бы, 6 тяжелейших лет  должны были остудить самые горячие головы, показать весь ужас и бесполезность войн, но не тут-то было. На другом конце земли, в Тихом океане никак не могли утихнуть бои.

хиросима15Маруки Т. Хиросима
…6 августа 1945 года, в восемь часов пятнадцать минут ужасная вспышка осветила небо над Хиросимой. Это взорвалась первая в истории человечества атомная бомба. Первая - и не последняя.
Вместе с мамой, которая несла на спине раненого отца, семилетняя Мии-тян бежала по городу, пытаясь спастись от огня. Падающие друг на друга люди, чёрный маслянистый дождь, радуга на тёмном небе и хрупкая надежда — вот что запомнила девочка. Чтобы позже рассказать об этом тем, кого там не было.
Такое сложно представить или описать, но автору этой уникальной книжки-картинки, Тоси Маруки, это удаётся с потрясающей силой. "Если люди не сбросят бомбу, она сама не упадёт", — напоминает нам автор-номинант на Нобелевскую премию мира — и её слова звучат на 14 языках мира…
"Мне иногда кажется, что мир окончательно слетел с катушек, раз кому-то приходит в голову осознанно сбросить бомбу на место, где живут люди. Дети. Старики. Летают ласточки. Кто из них настолько опасен, чтобы быть уничтоженным с холодным расчетом?
Я никогда не смогу понять сошедших с ума пилотов, которые скинули бомбу и просто увидели.
Я никогда не смогу понять людей, видевших это и выживших.
Я никогда не почувствую их боль как свою. Но единственное, что я знаю точно, - Зло не совершится, пока Ему не позволят" (из отзыва на livelib.ru)

Еще один поворот темы Войны – рассказ о том, как жилось во время оккупации.
Ведь война шла не только на фронтах.
[В тылу]

пять четвертинокХаррис Д. Пять четвертинок апельсина
От матери в наследство Фрамбуаза получила альбом с кулинарными рецептами и бутылку оливкового масла на трюфеле – негусто, если учесть, что ее брату Кассису досталась ферма, а старшей сестре Рен-Клод – винный погреб со всем содержимым. Но весь фокус в том, что на полях альбома, рядом с рецептами разных блюд и травяных снадобий, мать записывала свои мысли и признания относительно некоторых событий ее жизни – словом, вела своеобразный дневник. И теперь Фрамбуаза расшифровывает и читает эти записи, переносясь памятью во времена своего детства. Страница за страницей, рецепт за рецептом мы проникаем все дальше и дальше в прошлое, во времена оккупации, в маленький городок, где жестокая и мучимая мигренями мать пытается вести хозяйство и воспитывать троих детей. А дети есть дети - даже несмотря на войну они носятся по округе, ловят щук, сбегают в кино, влюбляются, ссорятся, мечтают... Но они еще не знают, что из незначительных поступков могут вырасти Страшные Тайны, которые будут камнем лежать на душе, из-за которых придется жить под другой фамилией и скрывать свое происхождение. Но прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой, а значит, наступает момент, когда рассказать все просто необходимо. Нельзя вечно хранить в себе секреты и жить во лжи - тайна будет разрывать тебя изнутри, пока не вырвется наружу…
Харрис написала об ужасном времени оккупации Второй Мировой войны глазами ребенка, ребенка живого и беззаботного, свободолюбивого и по-детски жестокого.

книжный ворЗусак М. Книжный вор
Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы. А будет еще больше.
Мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер и ее младшего брата к приемным родителям под Мюнхен, потому что их отца больше нет — его унесло дыханием чужого и странного слова "коммунист", и в глазах матери девочка видит страх перед такой же судьбой. В дороге смерть навещает
мальчика и впервые замечает Лизель.
Так девочка оказывается на Химмельштрассе — Небесной улице. Кто бы ни придумал это название, у него имелось здоровое чувство юмора.
Не то чтобы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай.
Необычный стиль повествования, необычный поворот темы Второй мировой войны - кому-то книга станет путеводной звездой, кто-то не поймет своеобразного стиля автора, но равнодушным никто не останется.

маусШпигельман А. Маус
Арту Шпигельману удалось, казалось бы, невозможное - рассказать историю Холокоста в форме комикса. Хотя точнее было бы назвать это графическим романом, ведь в  "Маусе" нет ни фантастических превращений, ни ярких цветов. В романе все евреи представлены в образе вполне симпатичных мышей, фашисты - свиней (или котов?), но это исключительно для упрощения визуализации такой сложной темы, а не потому, что "Маус" - история про зверей для милых деток.
Автор рассказывает нам историю своего отца - Владека Шпигельмана, который, будучи неугодной национальности, во время войны попал сначала в гетто, потом в Аушвиц. С ним (а, точнее, параллельно ему) туда попала и его жена Аня, сын Рышо и многие родственники и друзья. Однако выжить не суждено было практически никому из них. "Маус" — это и глубоко личная история автора, его попытка разобраться в своих непростых отношениях с семьей. На стыке этих историй и рождается уникальный текст, который без упрощений и пафоса рассказывает об одной из самых чудовищных трагедий XX века.
История эта получилось полной - одновременно и трогательной, и страшной, и очень похожей на жизнь - здесь нет чудес, волшебных спасений, совпадений и удачных обстоятельств - и как-то веришь, что именно так, не очень приглядно и совершенно случайно, так и было на самом деле.
Самый точный и пронзительный рассказ о Холокосте.

джонни и бомбаПратчетт Т. Джонни и бомба
Джонни Максвелл за свою недолгую 12-летнюю жизнь уже пережил немало приключений - спасал человечество, общался с призраками (о, простите, с гражданами, перешедшими в новое качественное состояние и с поражением в праве на дыхание). Но почему-то никто до сих пор не объяснил ему, что время - это не игрушка, машину времени ни в коем случае не стоит трогать. А когда все случилось, было поздно. Джонни с неразлучными друзьями проваливаются в прошлое, в милый английский городок, аккурат перед тем, как заблудившиеся истребители люфтваффе решат сбросить бомбы - ну не везти же их назад! Тяжело придется друзьям, особенно учитывая, что один из них - скинхед, весь увешанный свастиками. И теперь они должны разгадать законы времени, испытать механизм путешествий на себе, вернуть всех на свои места, ну и конечно же, спасти своих дедушек и бабушек.
P. S. Бывают такие книги для детей, которыми и взрослые зачитываются.

армегеддон в ретроспективеВоннегут К. Армагеддон в ретроспективе
Курт Воннегут после вступления США во Вторую мировую войну записывается в армию добровольцем и участвует в боях. В 1944 году он вместе со своим отрядом попадает в плен. Его перевозят в трудовой лагерь в Дрездене. На ночь пленных запирали на бездействующей скотобойне номер пять, а во время воздушных тревог уводили в подвал, где до этого хранились туши животных. Благодаря этому Воннегуту удалось выжить во время бомбардировки Дрездена в середине февраля 1945 года.Чудом избежав гибели от своих же самолётов, Воннегут в полной мере познал ужас войны, когда вместе с другими пленными ему пришлось разбирать руины и вытаскивать из-под обломков тысячи трупов. В мае 1945 года трудовой лагерь в Судетской области, куда перевели Воннегута, был освобожден бойцами Красной Армии, а будущий писатель переправлен домой и награжден медалью "Пурпурное сердце".
"Армагеддон в ретроспективе" - это коллекция рассказов, статей и эссе, изданных после смерти Курта Воннегута. Все они объединены темой войны, которую писатель ненавидел больше всего на свете и которой посвящал самые яркие страницы своих произведений. На войне, по Воннегуту, правых и виноватых нет, есть только жертвы беспощадной Системы, ломающей человеческие судьбы. Но существует ли способ изменить это? Или мы навеки обречены жить "в период между войнами"?

клуб любителей книгШеффер М. Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков
В послевоенном Лондоне молодая писательница Джулиет пытается найти сюжет для новой книги, но об ужасах войны писать ей решительно не хочется, прочие темы кажутся либо скучными, либо неуместными. На помощь приходит случай - в виде письма одного свиновода с острова Гернси. Оказывается, даже свинари любят почитать, и неведомый Доуси, к которому в руки попала книга, некогда принадлежавшая Джулиет, просит ее посоветовать хорошую книжную лавку. Дело в том, что на Гернси с книгами сейчас туго, поскольку остров, все годы войны оккупированный немцами, только-только возрождается к жизни. Письмо это переворачивает жизнь Джулиет. История книжного клуба, ставшего прикрытием для запрещенных встреч жителей деревни, увлекает и затягивает ее. Так начинается переписка с самыми разными людьми… Этот грустный и веселый роман - о военном времени, но он полон солнца, света и радости. Но кто сказал, что смерть и ужас должны быть всегда на первом месте?
Напускная легкомысленность главной героини лишь самообман, попытка убедить себя, что жизнь продолжается, забыть, как еще год-два назад она дежурила на крышах, пытаясь тушить немецкие бомбы. Но забыть не получается и не получится никогда.
С обеих сторон фронта сражались люди – и немецкие солдаты не все были чудовищами, встречались и достойные люди; точно так же как и на оккупированном Гернси не все являются образцами для подражания – были и предатели, и ханжи. Но жизнь продолжается – так не стоит ли оставить ненависть в прошлом и попытаться жить дальше?



Любая война рано или поздно заканчивается. Люди приходят в себя, оглядываются вокруг и вновь начинают строить жизнь. Но по ночам во снах снова и снова возвращаются назойливые мысли - как мы смогли выжить? Сможем ли наладить жизнь лучше прежней? И вообще, как мы могли такое допустить? На некоторые вопросы уже найдены ответы, другие так и останутся неразрешенными, но хочется верить - когда-нибудь человечество усвоит уроки истории.
[После войны]

отель на перекресткеФорд Д. Отель на перекрестке радости и горечи
Романтические истории тем и хороши, что могут зацепить чем-то каждого. А когда романтическая история  происходит на фоне войны это еще лучше, потому что тема войны не может оставить никого равнодушным. Первая детская любовь – тема хрупкая, но Джейми Форд по достоинству с ней справляется.
Эта история, рассказанная Джейми Фордом, начинается с реального случая. Генри Ли видит, как открывается старый японский отель "Панама", который стоял заколоченный почти сорок лет. И это событие возвращает генри в прошлое, в детство, в сороковые годы. Мир юного Генри – это сгусток тревог. Отец поглощен войной с Японией, и ничто его больше не интересует; в своей престижной школе Генри – изгой, поскольку он там единственный китаец, а на улицах его подстерегает белая шпана. Но однажды Генри встречает Кейко, юную японку, которая смотрит на мир  куда более оптимистично, хотя у нее-то проблем не в пример больше, ведь идет война с Японией. Так начинается романтическая и непредсказуемая история, которая продлится всю войну…

волнаШтрассер Т. Волна
Эта история основана на реальных событиях, произошедших в 1970-х годах  в обычной калифорнийской школе. После просмотра фильма о Холокосте ученики не поверили, что такое может быть и задали учителю закономерные вопросы: "Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли горожане, железнодорожные проводники, учителя, врачи притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и истреблении людей? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило?". Им, выросшим под сенью демократических идеалов, даже в голову не могло прийти, что кто-то может приказать убить, и его не только не осудят, но и сделают национальным лидером. У преподавателя нет быстрого ответа, но он придумывает эксперимент, который поможет ребятам осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме.
На следующем уроке он устанавливает новые правила - "чтобы вам было легче отвечать и учиться" - поясняет он. Вводит жесткую дисциплину, четкие ответы, особые жесты при приветствии учителя... К своему удивлению, ученики не сопротивляются - ведь быть частью коллектива так здорово! За несколько дней вся школа охвачена "Волной", и те, кто не хочет быть её частью, объявляется врагом. Бен Росс осознает, что его ученики, по сути, превратились в образцовых граждан тоталитарного общества.
Оказалось, что тёмная сторона человека легко берет верх над людьми, прикрываясь хорошими лозунгами и намерениями. Есть ли путь обратно?
"Волна" – история, которая напоминает о личной ответственности каждого человека,  о том, что не абстрактное человечество, а каждый из нас должен осмыслить и принять исторические уроки, что причина многих страшных и трагических событий не в особых "испорченных" нациях или людях – дело в нас самих. Есть о чем подумать!

детство 45-53Улицкая Л. Детство 45-53. А завтра будет счастье.
Это - сборник писем под предводительством Людмилы Улицкой. А авторы писем - в настоящее время пожилые люди, чье детство пришлось на довоенное\военное\послевоенное время.
Ни история, ни география не имеют нравственного измерения. Его вносит человек. Иногда мы говорим - "жестокие времена". Но все времена по-своему жестоки. И по-своему интересны.
Одно поколение сменяет другое, и каждое имеет свою собственную физиономию. Мы задумали вспомнить о тех, чье детство пришлось на конец войны, послевоенные годы 1945-1953. Для меня это ровесники, для других - родители… C тех пор прошло много лет. Народились новые люди, снесены старые дома, на месте пригородов - спальные районы, на месте лугов и полей - дороги, склады, свалки. Вышли из употребления керосинка, колонка, печка. Всё больше забытого, и все мы беднеем от этого забвения. Кроме большой истории, которая сохраняет даты и события, важные для страны, есть и "малая" история каждой семьи. Если мы не расскажем своим детям, они не будут знать, что значили слова Сталин, победа, коммуналка, этап, свидание, партсобрание… Не поймут, что значит довесок (к буханке хлеба), новые ботинки или военная форма отца… То, о чем мы не смогли рассказать словами, дополнят потрепанные и выцветшие фотографии из семейных альбомов.
История рассказывается людьми, а не учителями истории...



Категория: Виртуальные выставки | Просмотров: 2011 | Добавил: Zonne | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Блиц - опрос
Книга года-2016 - это:
Всего ответов: 2
Баннеры

Облако тегов


Copyright ONHL MODUB © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz